Главная » 2013 » Декабрь » 17 » Меч, кинжал, корона и сердце: романтическая версия Третьего крестового похода. Статья
16:15
Меч, кинжал, корона и сердце: романтическая версия Третьего крестового похода. Статья
В сетевом магазине Клуба семейного досуга роман Симоны Вилар «Лазарит» мгновенно привлекает внимание: яркий постер, красочная красно-бело-голубая обложка.Тяжелый том приятно подержать в руках, 600 страниц обещают длительное удовольствие от вечернего чтения. Бросается в глаза, что издание двуязычное: на полочке мирно соседствуют русский и украинский варианты. Очевидно, КСД таким образом заботится о расширении своей аудитории. Консультанты бердянского магазина заверили меня, что «Лазарит» прекрасно продается - «как и все от Симоны Вилар».

Из описания в каталоге понятно, что перед нами романтическая история в средневековых декорациях: юноша-сирота хочет жениться на дочери покровителя, но встречает красивую и умную аристократку. Любовный треугольник, крестоносцы, битвы, путешествия, похищения, побеги, соблазн и предательство - воображение само дорисовывает вероятный сюжет. «Ради любви он готов выступить против армии крестоносцев», - декларирует слоган.

Думаете, «Лазарит» - нехитрое чтиво, сконструированное по схеме: «прекрасная девушка встречает прекрасного юношу - влюбленных разлучают - они преодолевают препятствия и женятся»? Ошибаетесь. Симона Вилар умеет удивлять. Ее план не втиснулся в строгий канон любовно-исторической беллетристики. В коктейле с «любовью», «приключениями» и «историей» последний компонент приобрел самостоятельное значение, куда большее, чем банально обеспечивать экзотическую атмосферу.

Роман - новая литературная версия Третьего крестового похода в конце XII века. Место действия - Левант, который стал перекрестком языков, культур, религий и наций, Сицилия, Крит, Кипр, Константинополь, Никея, Олимпос, Назарет и Акра. Туго завязанных узлы военных и политических конфликтов: между королем Англии Ричардом Львиное Сердце - и королем Франции Филиппом II Августом, между христианскими монархами - и мусульманским султаном Саладином. Параллельно идет борьба между Конрадом Монферратским и Гвидо де Лузиньяном за иерусалимскую корону. Плетут интриги претенденты на должность великого магистра ордена тамплиеров, а с ними конкурируют в поисках воинской славы госпитальеры и лазариты, прокаженные рыцари. В произведении мы узнаем о покорении Кипра и драматическую осаду Акры - кульминационном моменте «похода королей». Местами рассказ напоминает учебник по истории. Только ловишь себя на мысли: если бы так писались все учебники - в живых и живописных картинах! Художественная ткань «Лазарита» вызывает ассоциации то с пестрым восточным базаром, то с «кипящим горшком» - страсти в нем бушуют нешуточные.

Симона Вилар как медиевист имеет собственную концепцию событий Средневековья, свободно ориентируется в политических, военных и религиозных хитросплетениях. Ее литературная фантазия смело заполняет белые пятна, которые оставили нам хроники и другие документы. Автор вдохнула жизнь в исторических персонажей, и теперь читатель лучше понимает их психологию и мотивы поступков.

«Лазарит» дарит радостное ощущение полного погружения в эпоху. Повседневность прописана сочно и со знанием дела. Где жили короли в походе? На чем передвигались крестоносцы и как обустраивали свой лагерь? Что ели на ужин восточные купцы? Во что одевались женщины и какие прически делали? Как герои молились, воевали, пировали и женились? На все эти вопросы читатель найдет ответы в романе, обладающим нешуточной познавательностью - не только в смысле истории, но и географии и этнографии. Еще один бонус-эффект, который сопровождает чтение Симоны Вилар: ее произведения побуждают заглянуть в научно-популярные статьи и энциклопедии, чтобы узнать больше об описанных событиях и персонажах.

Конечно, украинский романистка не первая, кого привлекла история крестоносцев. Лица РСК походы и ордена - благодарная тема в литературе со времен Вальтера Скотта. После его «Талисмана», где изображен тот же период, что и в «Лазарите», о паладинах написаны тонны бумаги. А мода на тамплиеров, подозреваю, никогда не пройдет. Свидетельство тому - несколько недавних кинолент, представляющих различные жанры, от исторической драмы до приключенческого или фантастического боевика: «Царство небесное» Ридли Скотта, дилогия о шведском рыцаре Арно Петере Флинте, «Кровь тамплиеров» Флориана Баксмаера, не говоря уже о вале документальных фильмов о загадках, сокровищах и наследстве таинственного ордена. Писатели и режиссеры не обошли вниманием и величественную фигуру Ричарда Львиное Сердце, который предстает то хитрым политиканом, то славным витязем, то поэтом и страстным любовником.

На фоне массива научной и художественной информации роман Симоны Вилар оригинальный в приключенческой и любовной линиях. Авантюрный сюжет «Лазарита» развился из сказочной ситуации «трудной задачи».Главный герой Мартин, чтобы получить согласие на брак с очаровательной Руфью от ее отца - даяна (судьи) еврейской общины Ашера бен Соломона, должен вывезти из осажденного Акры семью его сестры, Сары, и доставить в безопасное место. Для этого Мартину нужно соблазнить гордую аристократку Джоанну де Ринель, чтобы шантажировать ее брата Уильяма де Шампера, маршала ордена Храма, который может дать разрешение на выезд еврейского семейства.

Опасное путешествие, внезапные приступы разбойников, ожесточенные поединки, переодевания, узнавания - все составляющие приключенческой истории в романе присутствуют. Честно говоря, меня удивило, что главный герой - не рыцарь, а трикстер. Мартин Д'Ане - ловкий и хитрый воин, безжалостный убийца, меняет имена и лица. В этом смысле он действительно «тень меча» (таков подзаголовок «Лазарита»). Кто он и откуда? Потомок древнего скандинавского рода, сирота, которого Ашер бен Соломон выкупил из приюта и из которого воспитал охранника для гонимого иудейского народа, ассасина, шпиона, на чьей совести - гибель Иерусалимского царства. Где появляется Мартин, там оставляет за собой гору трупов. С точки зрения морали его фигура крайне сомнительна, как минимум противоречива.

К традиционному образу героя любовного романа синеглазого и белокурого красавца приближает мужская привлекательность и неукротимая сила. Он настоящий «дикарь», который в розовой беллетристике может появляться перед нами в костюме то шотландского горца, то пирата, то ковбоя из американского фронтира. Герой «Лазарита» отдельными чертами напоминает Торира Ресанда с «Чужака» и Артура де Шампера из дилогии «Дальний свет» Симоны Вилар. У него нет близких, он свой среди чужих и чужой среди своих, он сердцем привязался к евреям, потому рос среди них и уважает их обычаи и веру. Мартин - наемник, выполняет тайные поручения ради денег или личной выгоды. Задача Ашера бен Соломона позволит ему наконец получить жену, семью и собственный дом. Неоднозначность Мартина проявляется и в любовных отношениях. Он мечтает о нежной иудейке Руфи, но видит в снах Джоанну де Ринель. Соблазнив знатную даму и увлекшись ею, он, тем не менее, коварно использует женщину в своих целях и не стесняется торговать ее честью.

А что же главная героиня? Ее выбор также не совсем типичный для любовных исторических романов. Джоанна - НЕ юная беззащитная леди, попавшей в лапы разбойников, НЕ девушка, которая ухаживает за раненым рыцарем. Она привлекает зрелостью, самостоятельностью суждений, уверенностью в себе и немалой приветственной силой. Светская львица, звезда, воспитанный при дворе Элеоноры  Аквитанской в ​​лучших куртуазных традициях, образованная, музыкально одаренная, жизнерадостная и страстная. В этом смысле англичанка - настоящая дочь своей матери Милдред Гронвудской, с которой мы познакомились в романах «Леди-послушница» и «Рыцарь света ».

Что приятно в произведениях Симоны Вилар - так это то, что, мысля эпическими циклами, она связывает их сюжетными линиями и персонажами.Читатель всегда стремится удовлетворить любопытство, как сложились дальнейшие судьбы героев, что случилось с их потомками. Вот и в «Лазарите» мы встретились с детьми Артура де Шампера и Милдред - Джоанной и Уильямом, а также с Элеонорой Аквитанской. «Золотая орлица» со времен «Дальнего света» постарела на сорок лет, но осталась такой же стройной, величественной и мудрой.

Проблема брака, обязательная для любовных романов, в «Лазарите» решается в обеих сюжетных линиях: исторической и приключенческой. Автор не устает напоминать нам о том, что женщины из благородных семей, а тем более королевских, не имели права следовать велению сердца. И Беренгария Наваррская, и Иоанна, сестра Ричарда, и Изабелла Еруалимская становятся заложницами выбора, который сделали за них другие, руководствуясь политическими соображениями ( «... самой выбирать мужа - это неслыханно» ). Однако видим и развенчание другой модели брака - «куртуазной». Джоанна влюбляется в рыцаря Обри, победителя Винчестерского турнира и пылкого поклонника. Родители разрешают своей меньшей дочери-любимице выйти замуж за него, хотя де Ринель не отмечается ни богатством, ни родовитостью. Куртуазный брак оборачивается ловушкой: Обри напыщенный, скупой, глуповатый, трусливый, сексуально холодный, а в Леванте проявляет склонность к пьянству, опиуму и содомии. Кажется, в этом персонаже собраны все возможные грехи и пороки, он вызывает инстинктивную антипатию, что в определенной степени нарушает художественные пропорции. Возникает вопрос: неужели сияние доспехов настолько затмило глаза и самой Джоанне и ее умным и опытным родителям?

Не первой Симона Вилар затрагивает вопросы секса в Средние века. Несмотря на все условности и табу того времени, ее любимым героям не чужды телесные удовольствия. Более того, «голос тела» часто содержит больше правды, чем «голос разума». Примером этому являются отношения Мартина и Джоанны, строящихся на безудержном взаимном влечении и полной гармонии. Что интересно, писательница практически в каждый роман вводит квир-персонажа: вспомним для примера гермафродита Риса, Недоразумение Господне, в дилогии «Далекий свет». Очевидно, что это не дань моде, а стремление автора показать вариативность средневековой сексуальности и таким образом разрушить определенный исторический стереотип. В «Лазарите» случаются герои, склонные к гомосексуализму: таковы и Обри де Ринель, и Филипп Август. А вот от своего любимца Ричарда Львиное Сердце автор стремится отвести подозрения в нетрадиционной ориентации: его слишком спокойное отношение к женщинам она объясняет переутомлением от военных упражнений, холодностью Беренгарии, жены-монахини, а также тоской по первой и единственной любви - Жанне де Сен-Поль .

Писательница открыто восхищается фигурой 33-летнего Ричарда: для нее он отважный воин, блестящий полководец, настоящий христианин, человек чести. Он унаследовал лучшие черты Плантагенетов и герцогов Аквитании. Величие образа подчеркивает «королевская» цветовая гамма, что его сопровождает, - багровый, белый, золотой: «В сумраке храма закатный луч, словоно сияющий указующий перст, коснулся его чела, а фигура молящегося, выпрямляясь, будто преисполнилась таинственного величия. Вот вспыхнула алым откинутая нетерпеливым движением пола плаща, расправились могучие плечи, гордо взметнулась голова с золотисто-рыжей, свободно ниспадающей гривой - густой и жесткой, подобной львиной. простое медное очелье, смирявшее буйную гриву, внезапно засверкало, как золотая корона »...Не могу сказать, что Симона Вилар описала английского монарха схематично, как идеал рыцарства. Но все же ее интерпретация образа избегает многих негативных моментов, содержащихся в исторических упоминаниях. Более живым и драматичным вышел в романе Уильям де Шампер, брат главной героини. Обиженный подозрениями в том, что не является сыном своего отца, он отказывается от наследства, вступает в орден тамплиеров и едет в Святую землю. Гордый, умный и одинокий, Уильям становится охранником и помощником сестре Джоанне. Собственно, будучи живым воплощением рыцарской чести, он является антиподом Мартина, лишенного моральных принципов и даже веры. Они - враги и достойные соперники, ибо оба наделены силой и военными талантами.

Роман «Лазарит. Тень меча» является первым произведением из цикла. Литературные гадания - дело неблагодарное. Но разве можно удержаться от соблазна, когда автор оставляет нерешенными так много сюжетных вопросов? Попробую предположить, что в следующих текстах Уильям де Шампер еще встретится с Мартином д'Ане, возможно, из врагов они станут братьями по оружию. Симона Вилар оставила пространство для маневра в развитии характера героя-трикстера: наверное, Мартин будет «преобразован» всепобеждающей силой Любви (это ключевая фантазия «дамских» жанров), и он пройдет путь от наемника к настоящему рыцаря-крестоносца, подобно Артуру де Шамперу из «Далекого света». Именно это может помочь ему и Джоанне преодолеть барьеры - политические и психологические (взаимные обиды и подозрения в измене) и стать парой, согласно законам жанра. Правда, для этого автору надо куда-то девать еврейку Руфь и мужчину Джоанны - Обри ... Недоговоренности усиливают мотивацию к чтению и напоминают о сериальный принцип Шахерезады  - завершать историю на самом интересном моменте.

Наконец - несколько слов о недостатках «Лазарита». Роман невероятно густонаселенный (в этом он действительно «вальтерскоттивский»), насыщенный событиями, экзотическими реалиями. Издание содержит карту, однако уместно было бы дополнить книгу хронологическими и династическими схемами, глоссарием, а в идеале - и иллюстрациями. Это, скорее, пожелания для издательства. А вот автору следовало бы, на мой взгляд, несколько уменьшить «риторику», которая предоставляет отдельным разговорам героев оттенка искусственности - так, будто они актеры в театре и говорят не друг с другом, а на публику. Особенно, когда пытаются рассказать собеседнику полную историю своего рода (Джоанна) или исчерпывающе объяснить сложность политической ситуации (Ричард). В ущерб динамике действия идет многословие персонажей. Оно так же «вальтерскоттивское»: упоминается, как в «Айвенго» палестинский цветок Ребекка ведет неправдоподобно долгий разговор с храмовником Буагильбером, собираясь броситься из окна башни на камни.

Роман Симоны Вилар, безусловно, стоит читать тем, кто увлекается средневековой историей, тамплиерами, крестоносцами и фигурой Ричарда Львиное Сердце. Произведение будет интересно поклонникам любовно-исторической и приключенческо-исторической беллетристики. А они, судя по читательским форумам, сплоченная и многочисленная община. «Лазарит» свидетельствует мастерство автора в изображении событий далекого прошлого, сложных человеческих характеров и судеб, его умение захватить воображение и повести за собой тропами истории. Признаюсь, сама жду продолжения романа с нетерпением ...



Источник
Категория: Новости | Просмотров: 2321 | Добавил: Алеция
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]