[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Мир Вилар » Исторические факты » Добрыня
Добрыня
ArielДата: Вторник, 23.02.2010, 17:15 | Сообщение # 1
Спящий
Группа: Проверенные
Сообщений: 9
Статус: :-(
Добрыня - воевода Владимира святого , брат матери его Малуши. Когда в 970 г. великий князь Святослав разделил Киевскую Русь между двумя старшими сыновьями, новгородские послы, по указанию Добрыни, выпросили к себе Владимира, который и поехал в Новгород с дядей своим. Отправляясь в 979 г. из Новгорода в Киев с намерением вырвать власть из рук старшего брата, Владимир руководим был Добрыней, который хотел отнять у Ярополка и невесту последнего, Рогнеду , дочь полоцкого владетеля Рогволода , чтобы выдать ее за Владимира. Ответ Рогнеды: "Не хочу я за робичича" оскорбил Добрыню, сестру которого назвали рабыней, и после победы, одержанной над Рогволодом, он, по замечанию летописи, приказал племяннику "быть с ию (Рогнедой) перед отцом ее и матерью". Сделавшись единовластителем, Владимир поручил управление Новгородом Добрыне, который, по примеру племянника, поставил там, на берегу Волхова, истукан Перуна. В 985 г. он ходил вместе с Владимиром водой на Болгарию (Волжскую). Что касается крещения новгородцев, то его, кажется, нужно признать достоверным, но известия о том летописей неопределенны и сбивчивы, а подробности эпизода, передаваемые Татищевым со слов так называемой Иоакимовской летописи, основаны, как думают, на старинной новгородской поговорке: "Путята крести мечем, а Добрыня огнем".
 
ann045Дата: Суббота, 06.03.2010, 00:53 | Сообщение # 2
Повелитель магии
Группа: Проверенные
Сообщений: 436
Статус: :-(
Ariel, это прототип Добрыни Никитича, я так понимаю? Хмм..вот, даже как..К сожалению, очень мало о нем информации..

 
La_comtesseДата: Суббота, 18.06.2011, 15:08 | Сообщение # 3
Ведун
Группа: Проверенные
Сообщений: 125
Статус: :-(
Тогда уж стоит добавить Малушу, Претича, Асмунда, Малка и остальных, потому что в "Ведьме" больше реальных исторических персонажей, чем выдуманных. smile

Малуша Любечанка (версии: Малка, Мауса, Мауся, Малфреда) (ок. 940—944 г. — ?) — ключница-рабыня великой княгини Ольги, наложница её сына великого князя Святослава Игоревича, сестра Добрыни, мать Владимира Святого. «Володимер бо бе от Малуши, ключнице Ользины, сестра же бе Добрыни, отец же бе има Малк Любечанин, и бе Добрыня уй Володимиру» (Повесть временных лет).
Поскольку никаких достоверных данных о её происхождении нет, а сыну её довелось стать одним из самых знаменитых русских князей, по поводу родственных связей Малуши (с целью создать определенную репутацию Владимиру, проследив корни его предков по женской линии) было высказано немало гипотез, некоторые из которых являются весьма надуманными и фантастическими.
О крайне низком социальном положении Малуши свидетельствует оскорбление, нанесенное позже её сыну Владимиру: когда в 979 году Владимир сватал Рогнеду, дочь полоцкого владетеля Рогволода, она ответила: «Не хочу я за робичича». Этот ответ сильно оскорбил Добрыню, сестру которого назвали рабыней, и после победы, одержанной над Рогволодом, он, по замечанию летописи, приказал племяннику «быть с ней (Рогнедой) перед отцом её и матерью».
Брат Малуши Добрыня, ставший воеводой, быть может, тоже начинал свой карьерный взлёт при княжеском дворе с рабских должностей (тем же ключником), что косвенно подтверждают былины.
...Да три года жил Добрынюшка да конюхом,
Да три года жил Добрынюшка придверничком,
Да три года жил Добрынюшка де ключником,
Ключником, Добрынюшка, замочником,
Золотой де казны да жил учетчиком...

Антон Лосенко. «Владимир и Рогнеда», 1770

Как сообщают поздние источники XVI века Никоновская и Устюжская летописи, Владимир Святославич родился в селе Будутине под Псковом (возможно, совр. Будник), куда разгневанная Ольга отослала беременную Малушу. Это село принадлежало Ольге (или Малуше) и после её смерти было завещано церкви Богородицы. «Володимиръ бо бе отъ Малки, ключници Олжины; Малка же беi се стра Добрыне, — и бе Добрыня дядя Володимиру; и бе рожение Володимеру въ Будутине веси, тамо бо въ гневе отслала ея Олга, село бо бяше ея тамо, и умираючи даде его святей Богородици» (Никоновская летопись).
Точный год рождения Владимира неизвестен. Его отец Святослав родился в 942, а старший сын Владимира Вышеслав — около 977, откуда историки выводят год рождения Владимира 960-й с точностью до нескольких лет.
Н. И. Новиков цитирует в своем издании 1791 года: «…бе у Ольги девица ключница вельми красна имянем Мауса, Святослав же взя ю к себе на ложе, она же зачат от него и роди ему сына Владимира…» («Подробнейшая История Государей Российских» // Древняя Российская Вивлиофика). В Ипатьевской летописи Малуша вместо ключницы названа «милостницей» Ольги — то есть раздатчицей милостыни (по версии, высказанной Срезневским это слово вообще значит «фаворитка, любимица»). Существует предположение Прозоровского, что будучи раздатчицей милостыни (занятие христианки), Малуша нарушила заповедь «не прелюбодействуй» с Святославом, и именно это вызвало гнев Ольги.

Виктор Васнецов. «Крещение Руси святым Владимиром», 1885—1896

О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его занимался скорее всего дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было доверять воспитание наследников членам старшей дружины. Затем в 970 году Добрыня (с вероятно 10-летним) племянником был послан великим князем держать Новгород, то есть выступал при нем регентом.
В XVI веке Герберштейн в своих «Записках о Московии», забавно переменив пол Добрыни, пересказывает эту историю: «Правивший по смерти матери Святослав поделил области между сыновьями: Ярополк (leropolchus) получил Киев, Олег — древлян, а Владимир — Новгород Великий, так как новгородцы сами просили Владимира себе государем по совету некоей женщины по имени Добрыня (Dobrina). Добрыня и Малуша (Maluscha) были двумя дочерьми новгородского гражданина по имени Калуфча Малый (Calufcza parvus, Caluwtza der khlain); Малуша, будучи в услужении (in gynaecio) у Ольги, зачала от Святослава и родила Владимира».

Претич - древнерусский воевода, возглавлявший дружину, пришедшую на помощь княгине Ольге во время осады Киева печенегами в 968 году, и заключивший мир с печенежским ханом.
Во время отсутствия киевского князя Святослава Игоревича с основными силами Киевской Руси (согласно датировке «Повести временных лет», Святослав в 964—966 годах совершил свой восточный поход, а в 967 году предпринял первый поход в Болгарию и находился в городе Переяславце на Дунае; согласно датировке восточных авторов, в 968 году Святослав начал свой восточный поход) печенеги напали на Киев, княгиня Ольга вместе с внуками Святославичами закрылась в городе. Началась осада.
Тем временем люди той стороны Днепра собрались под началом Претича. Ольга нашла способ передать им известие, что если они не вмешаются в конфликт, она сдаст Киев на следующий день. Тогда Претич решил переправиться через Днепр и вывезти из Киева Ольгу с внуками, иначе погубит нас Святослав. Переправившееся с восточного берега Днепра войско печенеги восприняли как войско вернувшегося Святослава и отступили от города. Во время переговоров Претич дезинформировал их, сказав, что он действительно командует передовым отрядом возвращающегося княжеского войска. Был заключён мир, но печенеги не ушли в степь, а продолжали угрожать Киеву. Тогда Ольга послала Святославу весть о сохраняющейся опасности, тот вернулся и прогнал печенегов в поле.


 
Форум » Мир Вилар » Исторические факты » Добрыня
Страница 1 из 11
Поиск: